Информация к новости
  • Просмотров: 8817
  • Автор: spas
  • Дата: 19 мая 2006
19 мая 2006

Судома

Категория: Псковская область, ДЕДОВИЧСКИЙ Р-Н, ПОРХОВСКИЙ Р-Н

ДЕДОВИЧСКИЙ Р-Н
ПОРХОВСКИЙ Р-Н
Судома

С названием реки связано много легенд. Вот одна из них. Жили три великана: отец Лобно, мать Судома и дочь Степулнха. Сторожили землю свою от врагов, а оружием у них был огромный каменный топор - один на троих. Когда наступали враги, великаны перебрасывали топор друг другу. Но однажды он вырвался из рук и утонул в озере, и когда враги стали одолевать, Судома не выдержала - заплакала и произнесла заклинание. И все трое великанов превратились в горы и тем перекрыли путь врагам, а от слез, пролитых матерью, родилась река Судома.
В «Памятной записке для Псковской губернии» за 1895 год помешена притча. На одной из возвышенностей на Псковской земле находилось капище, при котором была цепь, производившая суд и расправу, от чего и гора эта получила название Судома. Тяжущиеся, не имеющие свидетелей, со всех окрестных мест стекались на эту гору. Обвиняемый и истец по очереди должны были взяться за цепь; держась за нее, присягнуть в том, что они не виновны.
если цепь не опускалась - виноват, С горы, а точнее из озера Навережье, вытекала река; она и получила название по горе -Судома. Первоначально она называлась и Судомирь, и Судомерь, и Судома, и лишь в Никоновской летописи, составленной около 1539-1542 годов, названа Судомой.
Судома берет начало из ключей озера Навережье в самой возвышенной части Судомских гор. Длина ее 50 километров, ширина лишь в нескольких местах доходит до 20 метров, глубина до 1 метра. Весной и во всякое время при больших дождях воды её быстро и сильно пребывают, местами река выходит из берегов. В верховье она быстрым и извилистым потоком вьется между гор в глубоких и обрывистых берегах, принимая в себя множество небольших речек. В районе Порхова Судома выходит на равнину, но до самого устья имеет овражистые берега и течение её быстро. Грунт берегов глинистый и супесчаный, дио реки каменистое; вода чистая, светлая.
По мнению митрополита Евгения Болховитинова (1767 -1837), славяне, появившиеся на юге Европы в пятом столетни по Рождеству Христову, частью племен начали продвигаться к берегам Балтийского моря. Одно нз этих племен, кривичи, двинулись далее к востоку и разделились на три части. Первая остановилась близ Двины, на реке Полоше (отсюда название — полочане); вторая отклонилась к юго-востоку, по Днепру, и основала город Смоленск; третья потянулась к северу, к Псковскому озеру, и построила города Изборск и Ладога. Часть этого племени подошла к озеру Ильмень, удержав на себе коренное древнее название — славяне. Можно считать, что предками сегодняшних красногорцев являются именно эти славяне, поселившиеся вокруг озера Ильмень, по берегам Шелонн, Судомы и других рек.
Наши предки жили небольшими родами или общинами, жили интересами самозащиты и общего земледелия. Отношения членов такой общины определялись их отношением к её главе, которому были подчинены равным образом все в общине. Но по мере того, как общины разрастались, появились признаки деления на классы – на людей богатых и бедных, на больших и меньших. Большие люди, пользуясь своим богатством, поставили в известную зависимость меньших людей и постепенно закабалили их. Появился класс полусвободных людей, так называемых закупов. Все это привело к распаду общин первоначального типа. Объединила общины и племена княжеская власть. Князь становится и военаначальннком, и судьей. В деле защиты от нападения врагов князья организуют поселения с планировкой оборонительных сооружений; как судьи решают вопросы взаимоотношений между общинами и людьми. Укрепляют города- старшие и младшие (пригороды), появляются сторожевые пункты - крепости, центры волостей и погосты, феодальные усадьбы - замки. С распространением христианства на Псковщине города становятся очагами и организационными ячейками христианства. Появляются центры епархий и приходов. Организуется торговля. Но княжеская власть упрочилась не сразу, ей пришлось считаться с общинами в лице вече, которое часто противодействовало князьям.
Христианская церковь на первых порах приняла под свою защиту целый класс людей, вышедших по каким - либо причинам из состава общин. Повсеместно началось строительство церквей как личных (у богатых людей), так и общинных, для простого человека. Церкви поначалу строились деревянные.
Простой люд в составе общин селился, как правило, вдоль рек, около озер. Самый распространенный тип древнерусского поселения был приречный. Но были и поселения, расположенные на дюнах, буграх или гривах, вдали от рек. Основной тип застройки - вдоль берега а 1-2-3 ряда. В селе - от 3 до 8 дворов. Жилища - наземные, дома -срубньте, они заменили полуземляные жилища. Пол был деревянный, из досок или плах. Печь - каменка располагалась в углу. Печи топились «по- черному». Перед входом в дом имелись сени, окна были маленькие, - вырубались наполовину два бревна. Окна имели слюдяные оконницы, потом появились стекла. Между печкой и боковой стеной устраивались полати; наискось от устья печи размещался «красный угол», где стояли лавки и стол.
В 1585 году по Псковской земле путешествовал немец А. Кихеяь. В своих записках он отметил, что псковичи в обращении самостоятельны, ни перед кем не снимают шапок; одежду носят опрятную, из хорошего сукна, покроем длинную, наподобие армянской, и между мужчинами и женщинами с малою разницею; обувь у мужчин и женщин подбивается железом. Женщины, когда выходят на улицу, закрывают лицо. В своих домах женщины имеют отдельное от мужчин помещение. Все вообще трудолюбивы, довольствуются малым, едят и пьют просто, без приправ; яблок и груш у них нет, но зато есть зелень и овощи, и особенно много огурцов. Пьют много вина, и без того пир ничего не значит. Переносят жажду более, нежели какой другой народ. Против неприятелей мужественны, но сопротивляются более в городах и крепостях, нежели в чистом поле.
Для псковитян, в том числе и горочан, характерна была соседская помощь тем, кто оказывался в трудном положении. Случалось, что мир направлял здоровых мужчин топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где все рабочие члены семьи были больны. Вдовам и сиротам община нередко оказывала помощь трудом общинников во время сева, жатвы, на покосе. Иногда мир обрабатывал участок сирот в течение ряда лет. Особенно была распространена помощь общины погорельцам - и трудом н деньгами, в первую очередь ратникам и вдовам.
Соседская и родственная взаимопомощь наиболее открыто проявлялась на так называемых помочах. Это - обычай приглашать знакомых людей для помощи в срочных работах, с которыми семья не успевала справиться самостоятельно. Такая помощь чаще всего применялась на дожинки, при толоке льна, при вывозе навоза на поля, при строительстве домов (вэдымок), при строительстве печей в доме (печебитье), при прядении шерсти, льна (супредки), при заготовке капусты (капустки). Как бы ни была велика семья, она была не в состоянии обеспечить себя всем необходимым. Так возникла необходимость специализации всего нужного для человека: в одном месте начали специализироваться по изготовлению сошников, гвоздей, ножей, лемехов, в другом - по изготовлению посуды... Создавались группы деревообработчиков; они строили дома, делали сани, сундуки. В другом месте изготавливали из шерсти сыромятные сукна и валеную обувь... В сельской жизни нужны были горшки, - в отдельных местах стало развиваться гончарное дело. У наших предков широко было развито рыболовство, ведь они селились, прежде всего, по берегам рек и озер. Горкочане также выбрали место на берегу рек -Судомы и Шелони. Возникновение того или иного ремесла происходило стихийно, в зависимости от спроса, который определялся на ярмарках, куда съезжались и изготовители и потребители; там чаще всего происходил обмен изготовленными изделиями. Ярмарки обычно проводились около церквей.
Нравы и обычаи - неотъемлемая сторона существования человека. Формировались они у псковитян, как и везде на Руси, под влиянием язычества, и хотя христианство и боролось с ним, языческие верования оставались у псковитян долгое время. Считалось, например, что душа человека после его смерти продолжает существовать, поэтому в домах, где был покойник, вывешивалось полотенце за окном. На окне на 40 дней ставилась чашка или стакан с водой, чтобы душа покойника могла умываться. Люди, несшие тело покойника на кладбище, при возвращении в его дом должны были захватить со двора по полену дров или щепок и внести в помещение. Палки, на которых несли гроб с покойником на кладбище, оставляли на кладбище, т.к. считалось, что тот, кто возьмет эти палки к себе в дом, может скоро ждать покойника у себя.
Рождение ребенка сопровождалось многими обрядами. Беременным женщинам запрещалось шить по праздникам и по воскресеньям, чтобы дитя не родилось слепым или немым, т.к. они могли «зашить» родившемуся рот или глаза. Им запрещалось переступать через оглобли, вожжи, веревки, -дитя может «запутаться» в утробе матери и погибнуть. Чтобы родившийся ребенок был счастлив, в день его крестин справляли пиршество, и на пиру всем должна была распоряжаться родильница. Маленького ребенка не кормили рыбой, чтобы ему не сообщалась безгласность рыбы; не позволяли, есть с ножа, чтобы он не стал злым. Крикуна, страдающего бессонницей, носили в курятник в надежде, что куры передадут ему свои свойства рано засыпать. На все случаи жизни были приметы. Три дня с Рождества Христова не выносили сор из избы, в третий девушки выносили его на огород и слушали, где залает собака; в той стороне и «быть» замужем.
Престольные праздники напрямую увязывались с циклом сельскохозяйственных работ. Как известно, в течение года православная церковь отмечает двенадцать «двунадесятых» календарных праздников, посвященных Христу, Троице и Богородице, 5 великих праздников, 4 поста и 359 праздников «святых угодников» я престольных, отмечаемых церквами, названных по имени святых.
Народный обрядовый календарь состоял из восьми трудовых периодов. В каждом периоде были свои праздники и свои сельскохозяйственные работы. Январь - февраль -время отдыха от тяжелых осенних работ, в марте устраивали проводы зимы и ремонтировали инвентарь, в апреле сменяли сани на телегу, выгоняли скот и запахивали землю для яровых; в мае высаживали рассаду в огородах, сажали картофель, огурцы, сеяли жито, лен, гречиху, в июне вывозили навоз на поля, заготавливали сено, сажали овощи, пахали, боронили землю, засевали; в июле проводили зажннку ржи, заканчивали сенокос, начинали жатву; в августе сеяли озимые, убирали яровые; в октябре - декабре рубили дрова, снимали лен, копали картофель, в декабре начинались зимние святки. Церковные праздники, помимо богослужений, были своего рода маяком для оповещения, когда начинать и кончать работы, ведь на каждый месяц приходилось до пятнадцати - семнадцати праздников. Обряды и обрядовые игры составляли основу большинства народных праздников и памятных дней. Наши предки умело сочетали работ)' с веселыми забавами, песнями, танцами в праздничные дни после тяжелого крестьянского труда.
До крещения Р\си имена новорожденных давались обычно с учетом, каких - либо природных явлений: Рыжий. Хромой. Заика. МиляЙ. Ждан. Нсждан. Псрвуша. Вторак. Шесток. Умник. Молчал и т.д. На Псковщине были распространены прозвища Чубарь. Буера га, Смола. Ободень. Сова. Ворона ... В принципе это языческие имена. С принятием христианства церковь решила ликвидировать обычай давать новорожденным такие прозвища. На начальном этапе распространения христианства это оказалось сложным делом, люди сотни лет пользовались устоявшимися обычаями давать имена своим детям. И церковь вынуждена была пойти на компромисс, разрешив двойное имя наречение: церковное и языческое. При крещении в церкви стали записывать два имени - первое по святцам, второе по желанию родителей. По свидетельству летописи, в XI - XII веках все русские люди, в том числе и князья, имели по два имени: Михаил -Святололк, Андрей Мстислав... С XVI века употребление «языческих» имен было запрещено, но называли им до времен Петра!. Петр усмотрел неудобство в двойном имени для службы в армии, а также при ведении судопроизводства и оформлении государственных актов. Имена новорожденным стали давать только по церковным святцам.
После Октябрьской революции и отделения церкви от государства, особенно в 30 - 40 годы, в среде «деревенских горожан» стали появляться имена Энергия, Сталина, Искра, Октябрина. Мая... Давались имена в честь литературных героев: Герман, Земфнра, Альма и т.п. Но эти имена не прижились, а те. кто вырос с такими именами, стали заменять их на обычные русские.
Не менее любопытна история и с фамилиями на Псковщине. При общинном строе жители не нуждались в фамилиях, пользовались большей частью прозвищами. После отмены крепостного права в 1861 году без фамилии нельзя было обходиться. Они образовывались по-разному. Часть селян превратили в фамилии свои прозвища, часть назвались фамилией своих бывших господ. Много фамилий образовалось от профессий, кустарного производства: Гончаров, Кузнецов, Мельников... Бедность землевладельца, тяжелая доля также породили много фамилий: Бездомников, Усталов, Объеткин, Огрызков... Значительное количество фамилий образовались от одного имени, например: Петров, Петрухин, Петькии, Петриченко...
Княжьегорцам (как и всем на Псковщине) фамилии в большинстве случаев давались от имени отца; так продолжалось до начала XX века. Отец - Петров Николай Петрович; фамилия сына - Николаев.
Деревня, село, община, пятина, погост, волость, уезд, губерния - эти названия административных единиц пришли к нам издалека. Вспомним их значение. Деревня - в узком, исторически сложившемся в русском языке значении -небольшое поселение. Оно обычно расположено среди распаханных полей, близ оврагов, рек, ручьев. Село - одно из древнейших названий поселений славян. Это крупное крестьянское поселение с церковью или помещичьей усадьбой. Община - форма объединения людей, характеризующаяся коллективным владением средствами производства (всеми или только некоторыми) и полным или частичным самоуправлением: родовая община, семейная, территориальная, крестьянская община. Погост учрежден в X веке Ольгой как округ, где велись все дела с деревнями, входившими в его состав. Делами погоста заправлял староста. Позже погосты стали подчиняться стану, стан подчинялся уезду. С XVUJ погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем; позднее и до настоящего времени погост - сельское кладбище. Пятины - административно-территориальные области в Новгородской земле с XV века (Бежецкая, Водская, ДереВская, Обонежская, Шелонская). Упразднены в XVIII веке. Шелонская пятина включала земли по реке Шелонь между реками Луга и Ловать. Волость возникла в XI веке, была заменена сельскими Советами. В наше время вновь восстановлена. Уезд известен на Руси с ХШ века, состоял из волостей. Его значение неоднократно изменялось. Окончательно как административно-территориальная единица с численностью в 20 - 30 тысяч человек мужского пола уезд утвердился в 1775 году. В начале XX века, после Октябрьской революции, понятие «уезд» было заменено понятием «район».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
 
 
Надёжные и качественные садовые качели КОМФОРТ-М недорого. . / , Набор пиал Weimar Набор 6 шт кленовый лист синий 0,40л. . / , Набор салатников Leander Сабина, 1013 7 шт.